Русь Святая! Храни веру Православную! В ней же тебе утверждение!


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Пожертвование на наш храм
История села и храма
Фотогалерея храма
Фотогалерея села
Святыни наших мест
Описание праздника Покров
Святые земли Рязанской
Рязанские новомученики
Древности храмов
Монастыри
Святыни Афона
Святыни России
Описание икон
Рязанские святыни
Рязанские святые источники
Проповеди, поучения
Видео галерея
Аудио материалы
Иконы Божьей Матери
Описания святых
Жития святых
Пасха, Двунадесятые праздники
О Богослужении и Таинствах
Молитвы, Акафисты, Каноны
Православные чудеса
Православный календарь
Наш адрес и реквизиты
Полезные ссылки и партнеры
Друзья нашего сайта
Гостевая книга


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263
(Храм Покрова Пресвятой Богородицы)



Мы живем в удивительное время, когда по всей России усилиями православных подвижников восстанавливаются и строятся монастыри и храмы. Каждый сам решает: участвовать ли в этом важном и богоугодном деле или остаться сторонним наблюдателем. Православный народ давно заметил, что жертвующие на храм ещё в этой жизни получают от Бога несоизмеримо большее вознаграждение. Кроме того, даже небольшое пожертвование может помочь человеку вступить на путь Спасения.


Пожертвование на Храм
R412906209622
WMR
  
Пожертвование на Храм
Z215261397328
WMZ
  
Пожертвование на Храм
E326841827928
WME
  


Установка нашего баннера на свой сайт
Код нашего баннера


Сейчас на сайте:



Монастыри и храмы Киева Мощи святых, святые места, святыни, храмы, монастыри, православный сайт о святынях Православия

Монастыри Рязанской области

Рязань - один из древнейших городов земли русской, ее душа, живой источник культуры, архитектуры. Город был основан в 1095 г. и первоначально назывался Переяславль Рязанский.
Название Рязань и значение главного города Рязанского княжества перешло к нему от более древней столицы - Старой Рязани, располагавшейся в 60 км юго - восточнее, ниже по течению р. Оки, и уничтоженной в 1237 г. полчищами Батыя. Официально Переяславль Рязанский был переименован в Рязань в 1778 г.
До революции 1917 года на территории Рязанской епархии находилось двадцать четыре монастыря. В настоящее время из них действует девять монастырей.

Монастыри в Рязанской области
Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

Наместник - епископ Шацкий ИОСИФ (МАКЕДОНОВ)
Адрес: 391132 с. Пощупово, Рыбновского района

Монастырь издревле прославился своей чудотворной иконой святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святым источником.
Богословский общежительный мужской монастырь 3-го класса находится в 25 верстах от Рязани, близ села Окаемова. Время построения монастыря неизвестно, но там где летописи хранят глубокое молчание, обширное поле открывается для народной фантазии, которая основание монастыря относит к глубокой древности и наполняет историю его разными легендарными событиями, которыя впрочем лет четыреста спустя попадают в письменные памятники и выдаются за несомненые факты.
Но не подлежит сомнению только то, что Богословский монастырь если существовал ранее, то до половины XVII столетия находился на другом месте. В выписи с писцовых книг 1553 года монастырь значится "в кологороди на украйне, а в нем церковь деревянна Иван Богослов"; в писцовых книгах 1628 и 1629 годов монастырь показан " в пониском стану на реке Прости", где он и ныне находится, а то место, где прежде находился монастырь, в описной книге 1673 года называется "старым монастырем", а позднее "старым Богословом". Судя по народному преданию доселе сохранившемуся в устах народа до XVII столетия Богословский монастырь находился в Михайловском уезде, между селами Плахиным и Высоким, вследствие чего вся восточная часть Михайловскаго уезда, по левую сторону реки Прони, с 25 селами, принадлежавшими прежде к числу вотчин монастыря, носит и доселе название Богословщины. По замечанию Тихомирова, разделяемому и Барановичем в его описании Рязанской губернии, Батыю, шедшему из Рязани в Коломну, совершенно было не по дороге заходить в то место, где ныне находится Богословский монастырь, тогда как чрез Михайловский уезд Батыю лежала прямая дорога. Калайдович в письмах своих к А. Ф. Малиновскому приводит веские доказательства на то, что самое основание Богословскаго монастыря случилось только два столетия спустя после нашествия Батыя. Но перенесение монастыря на настоящее (третье) место, в нем первоначально XVII столетии устроен был деревянный храм в честь Иоанна Богослова, в котором в XVII столетии по ветхости храма служба не совершалась, но вместо которого в том же столетии воздвигнут был каменный храм в то же наименование, существующий, хотя в измененном виде, и доселе. Успенский храм, построенный также в XVII столетии, в 1869 году за ветхостью был разобран.
До 1764 года в вотчинах Богословаго монастыря считалось 400 дворов, в коих было 3794 душ мужскаго пола. По указу Св. Синода от 22 марта 1865 года в нем введено общежитие. В настоящее время за монастырем состоит 100 десятин пахотной и 80 луговой земли, неприкосновеннаго капиталу в билетах 21.093 рубля, не окладных доходов в течении 1883 года поступило 6817 рублей 26 копеек, как гласят оффициальные монастырские очеты, братии находится 80 человек. При монастыре устроена сельская школа и богадельня.
Из священных предметов древности, находящихся в сем монастыре, особеннаго заслуживает внимания храмовая икона св. Ап. и ев. Иоанна Богослова, к которой Батый, устрашенный явлением апостола, по словам грамоты патр. Адриана, "приложил герб и печать свою златую". В 1652 году эта печать снята с иконы Иоанна Богослова, находившейся в половине XVII столетия в Рязанском Успенском соборе, употреблена на напозлащение водосвятной чаши архиепископом Мисаилом.
В 1837 году, настоятелем в Иоанно-Богословский монастырь был назначен строитель Раненбургской Петропавловской пустыни иеромонах Иннокентий, с производством его в сан игумена (1837-1853 г.г.). Епархиальное начальство предписало ему принять должные меры к поддержанию обители от совершенного упадка и разрушения. Игумен начал сбор пожертвований, но собрано было немного. На эти деньги в трапезной при Успенской церкви были устроены два придела с "малым украшением" резьбой и позолотой, устроена небольшая гостиница из четырех комнат для приезжающих в монастырь богомольцев, исправлен монастырский скотный двор, к настоятельскому корпусу пристроено крыльцо.
Все остальное оставалось в прежнем состоянии. Богомольцев в обители было мало, даже в Рязани немногие знали об этом монастыре. Малочисленная братия жила в полуразвалившихся келиях, в двухэтажном братском корпусе, в котором первый этаж был каменный, а второй деревянный - весь гнилой с истлевшей тесовой крышей. Внутренняя площадь монастыря покрывалась в летнее время густою травой, которой накашивали каждый год несколько копен. Одна только узкая тропа от братских келий к церкви показывала, что здесь еще есть живые люди. В таком виде монастырь застал 1860 год.
В конце 1859 г. недалеко от монастыря, в селе Медведево, купил себе дачу почетный потомственный гражданин, московский купец первой гильдии (впоследствии - статский советник) Давид Иванович Хлудов. При приезде своем туда из Москвы летом следующего, 1860 года, он в первый же праздник был в монастыре за литургией. Состояние обители поразило Давида Ивановича: таких бедных монастырей еще не приходилось ему видеть. Иоанно-Богословский собор со своим запустелым верхним храмом и ветхим нижним, первым обратил на себя внимание. Давид Иванович Хлудов на свои средства реконструировал собор, сделав его одноэтажным. В соборе устанавливается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Николаем Васильевичем Шумовым. Храм был освящен во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 5 октября 1862 г. архиепископом Смарагдом (Крыжановским).
В конце 1864 г. настоятель Богословского монастыря архимандрит Феодосий (1859 - 1864 г.г.), по преклонности лет и слабости зрения, удалился на покой по прошению, а на его место, на настоятельскую должность, назначены были три кандидатуры. Среди них был казначей и духовник рязанского архиерейского дома иеромонах Виталий. Д.И. Хлудов неоднократно слышал от рязанского купца Н.Г. Соколова и других, добрые отзывы об отце Виталии. Зная хорошо бедственное положение Иоанно- Богословского монастыря он желал, чтобы настоятелем туда был определен человек деятельный и энергичный, который мог бы поднять обитель из развалин и привести ее в благолепный вид. Давид Иванович подал архиепископу Иринарху (Попову) прошение об определении в настоятели Богословского монастыря иеромонаха Виталия. Здесь же Д.И. Хлудов предлагал монастырь из штатного преобразовать в общежительный, обещая при этом, в случае удовлетворения его прошения, отдать обители свою дачу с усадьбой и прилегающими к ней лесом и лугом, а также выстроить за монастырской оградой каменную гостиницу.
22 марта 1865 г. Святейший Синод утвердил иеромонаха Виталия настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря с обращением монастыря в общежительный. В течение последующих 15 лет облик обители совершенно преобразился. Изменился сам порядок жизни монастыря. Общежитие в нем было введено по уставу Коневского монастыря с очень строгими, жесткими правилами. Прежде инокам выдавалась треть доходов из монастырской кружки, которой они могли распоряжаться по своей воле. Теперь же они должны были все получать от монастырского священноначалия, ничего при этом, не считая своим. Бескорыстный труд, послушание и молитва - вот путь, по которому должна была идти вся братия.
Много трудов пришлось положить отцу Виталию (с 19 сентября 1863 г. - игумен; с 21 мая 1870 г. - архимандрит), много скорбей понести. Но его смирение и любовь перебороли все. Несмотря на строгие правила, обитель в конце XIX века имела уже более ста человек братии.
В ней вводится благолепный, более продолжительный чин богослужения, а впоследствии - и замечательное вечернее правило с поклонами, приучающее постепенно насельников к умной Иисусовой молитве, существенно-важной части монашеского подвига. Строгость монастырской жизни и бесчисленные чудеса, явленные от иконы св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и на святом источнике, расположенном вблизи монастыря, привлекали в обитель многочисленных паломников со всех концов России. Милостью Божией, трудами отца Виталия росло число жертвователей. Но главным из них оставался Давид Иванович Хлудов.
В 1868 году по ветхости был разобран старый Успенский храм, (впоследствии на этом месте была устроена памятная часовня). В этом же году, на средства Д.И. Хлудова, начато, а через два года окончено, строительство нового Успенского храма, расположенного несколько восточнее прежнего. Храм был освящен 23 и 30 августа 1870 г. архиепископом Алексием (Ржаницыным). Фасад храма сделан в древнем византийском стиле и имеет вид четырехгранного креста с четырьмя парапетами в верхней части стен. Успенский храм (в отличие от Иоанно-Богословского собора, остававшегося летним) был сделан теплым, зимним, с двумя духовыми печами, устроенными под полом. Сам пол был из подольского мрамора. Такими же, были устроены и паперть с лестницей ведущей в храм. В него входили через наружные железные двери, весившие вместе с рамкою и железною аркою над ними более 100 пудов. На храме была одна глава с медным вызолоченным крестом. Еще один такой же небольшой крест был устроен над папертью. Внутри храма четыре столпа, на которые опираются арки и стрельчатые своды. Храм был трехпрестольный. Центральный, главный престол - во имя Успения Пресвятой Богородицы; правый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и преп. Давида Селунского (имя ангела Давида Ивановича Хлудова); левый - в честь святителя Николая Чудотворца. В храме были установлены новые резные позолоченные иконостасы. На средний престол из старого Успенского собора была перенесена цельная доска, сделанная, по преданию, из дуба, на котором когда-то явилась икона святого Иоанна Богослова. По сравнению с прежними размерами она была несколько уменьшена.
В 1873 году храм был расписан московскими художниками. В алтаре над престолом было изображено коронование Божией Матери, на горнем месте - Тайная вечеря, Боголюбская икона Божией Матери и Архангел Михаил. В правом приделе над престолом - Господь Благословляющий, на горнем месте - сошествие Святого Духа, в левом приделе - над престолом - Господь вседержитель, взятие на небо Божией Матери. В церкви по всему своду - Символ веры, по бокам вверху - страсти Христовы, внизу по бокам - изображения на сюжеты Евангельских притч, а также - различные святые, особенно Киево-Печерские. Над западной дверью изображен кающийся перед всем народом в храме разбойник.
В Успенском храме находился в зимнее время чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на обеих сторонах которого, стараниями Давида Ивановича Хлудова были устроены в 1864 г. серебряно-вызолоченные ризы чеканной работы, с разными эмалевыми украшениями весом 20 фунтов 30 золотников каждая. Икона эта помещалась за правым средним клиросом в богатом, мозаической работе, киоте, сделанном егорьевским купцом Хреновым с рисунка архитектора Скоромашко по заказу Давида Ивановича. Этот киот был искусно составлен из разных пород, отполирован и мог полностью разбираться. По углам его, находились четыре колонны с изображениями Спасителя, Божией Матери и разных святых, также составленные из нескольких пород дерева. Кругом киота, стараниями того же Давида Ивановича Хлудова была устроена медная литая решетка. В летнее время чудотворный образ находился в холодном Богословском храме в обыкновенном киоте, за правым клиросом к южной стене. Когда икону носили по домам, на ее место ставилась копия. Особое внимание в Успенском храме обращало на себя большое, живописной работы распятие Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими, размещенное на тумбе. Венцы как на Спасителе, так и на Божией Матери и Иоанне Богослове были сребро-позлащенные; крест с тумбою в высоту более 5 аршин.
В 1868 - 1878 г.г. строится новый трехэтажный братский корпус на 45 келий. В нем оборудуются сапожная, швейная мастерские, где обученные ремеслу иноки шили одежду и обувь для братии, хлебопекарня, квасоварня, рухлядная. Для входа в корпус были сделаны два парадных крыльца. Снаружи здание было обелено известью.
В 1875 году к внешней стороне южной стены монастыря был пристроен большой двухэтажный корпус, до наших дней не сохранившийся. На втором его этаже была устроена братская трапезная и 6 келий для трапезников; внизу - братская кухня, столовая для рабочих и странноприимный дом для паломников. За короткий срок были также построены новый каменный ледник, каменная баня и трехэтажная житница с подвалом. В 1866 году был выкопан глубокий колодец со специальным подъемным устройством (ранее воду приходилось возить на лошадях в бочках снизу из-под холма).
В 1868 году московскими художниками расписывается Иоанно-Богословский собор. В алтаре на своде помещено изображение Святой Троицы, на восточной стене - моление Спасителя о Чаше и жены мироносицы; в церкви наверху - Господь Саваоф, Сын Божий и ангелы; на стенах - лики трех Вселенских Святителей и святого Николая Чудотворца; далее в трапезе на сводах - Святой Дух; по стенам - четыре изображения из жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а на всей западной стене - Страшный Суд.
Каменная ограда с четырьмя башнями, существовавшая вокруг монастыря, была частью перестроена, частью поправлена и покрыта вновь железом. На двухэтажных башнях были устроены шпили из белого железа, а на них, вместо флюгеров, живописные по железу изображения ангелов. В юго-восточной башне неусыпаемо читалась Псалтирь, в других размещались слесарня, кузница и кладовая. Во всех башнях также размещались жилые келии.
В 1867 году была подновлена роспись Святых ворот, а часть изображений написана вновь. С одной стороны ворот был изображен Апокалипсис, а с другой - сотворение мира; над вратами - икона Успения Пресвятой Богородицы, на стенах - разные святые. Деревянные створчатые двери Святых ворот были обиты с наружней стороны листовым железом. На них было изображено чудо святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова над Батыем.
Был вновь отделан настоятельский корпус, на первом этаже которого теперь помещалась просфорная. В старой колокольне разместили ризницу, а на ее шатровом верху были помещены часы с боем, выписанные Давидом Ивановичем Хлудовым из Англии.
На святом источнике, расположенном вблизи монастыря и издавна известного своими целебными свойствами была в 1874 году построена пятиглавая каменная часовня. В нее был перенесен один из предельных иконостасов старого Успенского храма. Посреди часовни был устроен каменный водоем, за часовней - две деревянные купальни - мужская и женская.
В 1867 году построено училище для крестьянских детей села Пощупово. Монашествующие обители ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности также предоставлялись за счет монастыря.
Вне монастырской стены, к юго-востоку, напротив въездных ворот в том же 1867 году был построен большой двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев на 16 номеров. В 1871 году рядом строится еще одна гостиница - деревянная, летняя - на 17 номеров, до наших дней не сохранившаяся.
Большое монастырское хозяйство включало в себя: кирпичный завод, хутор близ деревни Раменки в 8 верстах от обители, при нем 140 дес. земли, пожертвованной Д.И. Хлудовым, мукомольную мельницу в 50 верстах от монастыря в с. Высоком Михайловского уезда, фруктовые сады (до 2000 деревьев), пасеку на 125 ульев, участки пахотной, луговой земли и леса в разных местах, озеро за р. Окой, скотный двор , пруд-садок, где помещалась пойманная рыба.
Уже после смерти Давида Ивановича Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского строится 80-метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII-XVIII веков.
С 1892 года на Борисоглебской улице в Рязани монастырь имел свое подворье, состоящее из деревянного дома, пожертвованного мещанином Александром Михайловичем Москалевым.
Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь
во имя свт. Николая архиепископа Мир Ликийских


Настоятель- игумен ФЕОФАН (ДАНЧЕНКОВ)
Адрес: 391588, с. Старочернеево, Шацкого района
В 2000 году -15 насельников

Монастырь основан в 1573 иеромонахом Матфеем в густом темном лесу, отсюда название - Чернеев. В настоящее время располагается на правом берегу реки Цны, в 1км от города Шацка. до 1816 назывался Рождество Богородицкой Матвеевой пустынью. В начале своей деятельности играл большую просветительскую, миссионерскую роль среди местных жителей - мордвы и марийцев. По преданию в древности на этом месте двое или трое пришедших с Черного моря христиан основали пустынь которая вскоре была разорена. Одно время монастырь был также пограничной крепостью, в строительстве которой принимало участие Донское войско.
После того как в 1738 сгорел деревянный храм, был построен новый каменный - свт. Николая Чудотворца (1738-51, освящен в 1756), с двумя алтарями - по образцу московской Грановитой палаты (возобновлен после пожара в 1860). Славился архитектурой и богатым деревянным, резным иконостасом.
В 1912 обращен в женский монастырь. При монастыре ежегодно устраивали ярмарки. В 1920-х гг. монастырь закрыт. Святыни монастыря и ценности частично вывезены, частично расхищены. Хотя здания монастыря обветшали, он сохранил свой архитектурный. облик. В 1980-х годах помещения монастыря отреставрированы и переданы краеведческому музею.
В 1991 возрожден как Свято-Никольский Чернеевский мужской м. Силами насельников восстановлены: храм - на первом этаже - в честь Архангела Михаила, на втором - Казанской иконы Божией Матери; два дома - настоятеля и братии, трапезная. Имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).
Свято-Троицкий мужской монастырь

Наместник - архимандрит АНДРЕЙ (КРЕХОВ)
Адрес: 390013 г.Рязань, ул. Огородная, д. 23

Время основания монастыря неизвестно. Существует несколько версий. Некоторые историки относят его к началу XIII в. (1208), когда Рязанский епископ Арсений I при кн. Романе Глебовиче постр. Укрепления вокруг Переяславля Рязанского. Другие относят основание монастыря ко времени Олега Ивановича (1351), который, оберегая столицу от набегов, создал вокруг Переяславля Рязанского сеть крепостей. Третьи считают, что монастырь был основан в конце XIV в. в память о пребывании в Рязани преп. Сергия Радонежского, приезжавшего в 1386 для примирения вел. кн. Дмитрия Донского с рязанским кн. Олегом | Ивановичем. По мнению четвертых, обитель открыта во времена внука Олега Ивановича - Ивана Федоровича, в честь преп. Сергия Радонежского. В XIV-XVI вв. подвергся разорению от набегов татаро-монголов. Упоминается в письменных источниках 1595-97 и 1628-29 (говорится о существовании храма Святой Живоначальной Троицы). В 1695 возобновлен стольником И. И. Вердеревким. Расположен при впадении р. Павловки в р. Трубеж.
Троицкий (Святой Живоначальной Троицы) храм с приделом св. Алексия-митрополита, построен на месте деревянного в 1695 на средства И. И. Вердеревского. Кирпичный, в стиле русского барокко, световой восьмерик завершался глухим граненым фонарем с луковичной главкой. Внутренний декор и живопись не сохранились. Здание состояло из двухсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. В 7 м юж. Троицкого храма расположен Сергиевский храм. В 1697 на месте деревянного был построен храм, первоначально называвшийся Иоанно-Предте-ченским. В 1752 взамен него на средства А. П. Вердеревского (внук И. И. Вердеревского) был вновь построен каменный Сергиевский храм (прежний храм превращен в его придел, разобран в 1831). В 1852 к нему пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери Феодоровской (освящен 24.Х 1852), а в 1902-04 - придел св. Иоанна Предтечи. Бесстолпный, двухсветный; четырехгранный шатер увенчан луковичной главкой. Росписи после 1917 заштукатурены. В 1697 сооружен трехъярусная надвратная колокольня. Главной святыней м. была Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (список с Костромской иконы Божией Матери, которой архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит в 1613 благословил на царство Михаила Романова и в память об этом событии заказал этот список); в наст, время сведений о судьбе этого образа нет. Одновременно с храмами и колокольней сооружен пять башен и ограда м. На кладбище м. в 1812 похоронен известный русский зодчий М. Ф. Казаков (предположительно за алтарем Сергиевского храма, у северной ограды монастыря). В 1858 возле южных ворот построена двухэтажная каменная часовня.
В 1914 в м. был открыт лазарет. 23.IV 1919 создано Братство Троицкого монастыря, которое возглавил наместник. М. был лишен своего статуса. Храмы некоторое время действовали как приходские. М. здания передали под жилье. В 1931 в храмах м. расположилась столовая. В 1940 закрыт один из м. храмов на Огородной ул. Часовню передали паровозному депо, Сергиевский храм - автошколе (находилась в нем до 1994). В 1949 здание Троицкого храма приспособили под производственные мастерские. С западной и северной сторон к нему пристроили заводские корпуса. Ликвидировано кладбище. В 1950-х гг. в Троицком храме, колокольне и северной. башне разместился завод автомобильной аппаратуры. Снесены южная и восточная башни.
С 1994 начались восстановительные работы в Сергиевском храме. 17.XII 1995 освящен Предтеченский придел Сергиевского храма. 22.XII1995 возрожден м. 8.IV 1996 освящен главный - Сергиевский - придел Сергиевского храма, 27.111 1997 - Феодоровский придел. Продолжаются работы по реставрации Сергиевского и Троицкого храмов, надвратной часовни, братско-настоятельского корпуса, корпуса трапезной и монашеских келий. В Феодоровском приделе в 1999 восстановлены росписи XIX в. В нем находится копия чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. Издается (с 1988) газета "Святые Врата".
В 1998 в м. перенесены мощи свт. Феодорита, священномученика Мисаила, свт. Мелетия, в 1999 - свт. Гавриила.

Мужской монастырь Св. Влмч. Димитрия Солунского

Наместник - игумен АМВРОСИЙ (КАЛАБУХОВ)
Адрес: 391830 с. Дмитриево, Скопинского района

Основан ранее 1631 в 7 км ю.-в. г. Скопина, на высокой горе у с. Дмитриеве, на берегу р. Верды- (95 км от Рязани и 45 км от Куликова поля). Ранее входил в Ряжский уезд, поэтому монастырь называли Ряжским. Предание приписывает основание монастаря вел. кн. Дмитрию Донскому, который остановился здесь и поставил свой шатер, на обратном пути после победы в 1380 над Мамаем, и построил. на Дмитриевой горе часовню. Монастырь был назван во имя его ангела - великомученика Димитрия Солунского. В монастыре хранился посох героя Куликовской битвы 1380 инока Троице-Сергиевой Лавры А. Пересвета ("Пересветова дубинка"). По преданию, в древности на этом месте стояла часовня. При ней жил отшельник. К нему в келью пришел Пересвет, облекся в воинские доспехи перед Куликовской битвой и оставил свой дорожный посох из яблоневого дерева. При Петре I многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Народ приписывал посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызана. В настоящее, время посох в музее-заповеднике Рязанский Кремль. Согласно преданию, из монастырского источника кропили перед битвами русских воинов.
Храмы: холодный св. великомученика Димитрия Солунского (возведен в нач. 60-х гг. XVIII в., возобн. в 1829, в 1854 расписаны стены и установлен пятиярусный иконостас) и преп. Сергия Радонежского (теплый) с двумя приделами - свв. Константина и Елены и в ( честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Сергиевский храм до сер. XVIII в. был деревянный, затем, с 1770, каменный. В 1863 после возведения новой трапезной прежняя трапезная была перестроена. в Богородичный придельный храм иноками Пахомием и Иоасафом. Стены и своды храма расписаны. Трехъярусная колокольня построены в нач. XIX в. с проездными воротами.
После 1917 закрыт. Возрожден 26.XII 1995. 16.Х 1993 митрополит Рязанский и Касимовокий Симон освятил Дмитриевский храм.

Свято-Успенский Вышенский женский монастырь

Настоятельница - игумения НОННА (ЗНАМЕНСКАЯ)
Адрес: 391574 Быкова Гора, п/о Выша, Шацкого района

Основан в XVI-XVII вв. (в 25 км от г. Шацка) при впадении в р. Цну р. Выши (на ее правом берегу). Первое письменное свидетельство - 1625. Первоначальное местоположение было примерно в 8 км от настоящего. В 1724 приписан к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю. С 1764 - самостоятельный мужской монастырь. В первое столетие своего существования м. был малочислен и беден. С начала XIX в. начинается период возрождения Вышенской пустыни, когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом.
Приглашенный им из Саровской обители строитель монастыря старец Тихон отстроил его почти заново. За годы его настоятельства (1800-44) возведены восемь каменных корпусов для братских келий, каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой 8.1 1818 освящен храм во имя Святой Живончалъной Троицы, каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, куплены колокола. В 1831 заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм -пятиглавый, три портала его украшены портиками и колоннами. Трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества св. Иоанна Крестителя. В 1875 расписаны стены храма, устроен резной иконостас (поновлен в 1905), в нем были и иконы, написанные свт. Феофаном Затворником. Главной святыней м. с 1827 стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 построенУспенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами: правый - свт. Николая Чудотворца, левый - преп. Сергия Радонежского.
Во второй пол. XIX в. при архимандрите Аркадие построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, в 1896 - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня, постоялый двор. В 1874-90 сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшен портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол - в честь Рождества Христова, правый придел - во имя свв. мучеников Адриана и Наталии, в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона свв. Девяти мучеников Кизических.
Всероссийскую известность м. получил в XIX в. благодаря подвижнику епископу Феофану (Говорову) , который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866. Через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном затворничестве, молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня, где он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894. Он автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия.
В 1920-х гг. м. закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938. На территории м. размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, с 1938 - областная психиатрическая больница. В 1990 часть зданий м. передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 км от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е. Д. Нарышкина "Быкова Гора" (кон. XIX в.). В 1995 м. пострадал от пожара. Богослужение ведется в Успенском соборе, освященном по завершении реставрационных работ в июне 1988. Главные святыни м.: мощи свт. Феофана Затворника Вышенского (канонизирован в 1988) и чудотворная икона Божией Матери Казанская находятся в храме преп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловка.

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь

Настоятельница - игумения ВАРВАРА (САМАРИНА)
Адрес: 391020 п. Солотча, Рязанского района

Основан в 1390 в сосновом бору на высоком берегу р. Старицы (старое русло р. Оки ныне в 20 км севернее. Рязани, около с. Солотча) вел. кн. рязанским Олегом Ивановичем. М. призван был также служить для защиты Переяславля-Залесского. Вначале св. благоверный кн. Олег выстроил деревянный храм Рождества Богородицы, который сообщался с его теремом, а затем и кельи. Перед смертью св. кн. Олег принял иноческий сан с именем Ионы. Усыпальница св. благоверного кн. Олега и его супруги кн. Евфросинии была устроена со второй пол. XVIII в. в склепе под соборным храмом Рождества Пресвятой Богородицы; ранее находилась в древнем каменном Покровском храме, который обрушился с частью обрыва в р. Солотчу в 1768 монастырь был мужским. В нач. XVI-XVII в. перестроен. древний храм Рождества Богородицы - пятиглавый, с востока примыкает трехчастная апсида, с запада - двухэтажная пристройка 1691 (вверху - ризница и библиотека, внизу - трапезная).
В кон. XVII в. в м. велось обширное строительво, предположительно зодчим Я. Г. Бухвостовым. Кроме трех существовавших до этого храмов - Покровского, Рождественского и Алексеевского - были возведены новые. В 1688-89 - каменный, двухэтажный, одноглавый Свято-Духовской с трапезной (колокольня храма сооружена в 1735). В 1698 взамен обветшавшего храма преп. Сергия Радонежского построен над Святыми воротами храмов. Иоанна Предтечи - двухъярусный, с подклетом, с восьмигранным барабаном, увенчанным главой. На четырех гранях восьмерика - керамические полихромные вставки с изображениями Свв. Евангелистов. В 1694-98 с восточной стороны построена высокая каменная крепостная стена с бойницами и угловыми башнями. В юго-восточной башне - часовня. В XVII в. на берегу р. Солотчи сооружен каменный одноэтажный настоятельский корпус, в 90-х гг. XVII в. - братские кельи. При монастыре были школа, иконописная мастерская, в которой учился известный рязанский художник-иконописец Н. В. Шумов. В 1920-х гг. м. закрыт, здания частично разрушены, многие святыни погибли, остальные переданы в музеи (среди них - кольчуга св. кн. Олега, весом 16 фунтов, ее он носил вместо вериг под монашеской одеждой 12 лет; передана в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник). В 60-х гг. началась реставрация м. 13.VII 1990 мощи св. благоверного кн. Олега, находившиеся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, возвращены Церкви (в наст, время покоятся в Свято-Иоанно-Богословском мужском м.).
М. возрожден как женский 26.11 1994. Храм Святого Духа освящен 17. IV 1994 митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым ).
Подворье м. - в с. Пушкари (Никольский храм, освящен в 1998).

Свято-Милостиво-Богородицкий женский монастырь

Старшая сестра - монахиня ЛЮБОВЬ (ДОРОНИНА)
Адрес: 391670 р/п Кадом, Рязанской области

Основан в 1797 (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е. Ф. Рожновой Е. Ф. Горской, которые занимались в 1793-97, подготовкой к ее открытию. В 1824, по завещанию С. М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками В 1849 переименована в женскую общину Иноческая жизнь шла по уставу Саровской пустыни богадельне был Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме. В 1852-56 построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857). Позже по проекту арх. Четверикова к нему пристроен с южной стороны придел в русско-византийском стиле во имя Преображения Господня, с северной - во имя преп. Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 м). В 1858 сооружена каменная ограда. Затем построен второй и третий храмы. Во второй пол. XIX в. появились - двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. С 1868 - Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монстырь. В 1914 в м. было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни м.: храмовая икона Божией Матери Милостивая; образ Божией Матери "Неувядаемый Цвет" древнего византийского письма.
После 1917 м. целенаправленно разрушали, священников, монахинь, детей-сирот (всего ок. 400 чел.) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 соборный храм превратили в зернохранилище, затем - в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е гг. сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза; третий, деревянный, разобрали.
С 90-х гг. начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 местными властями Церкви. Возрожден м. 18.IV 1997. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами - во имя преп. Сергия Радонежского и преп. Серафима Саровского - освящен 31.VШ 1997.
Свято-Покровский женский монастырь

Настоятельница - монахиня СЕРГИЯ (МАСЛЯЕВА)
Адрес: 391710 г. Михайлов, Рязанской области

До 1819 м. под названием Рязанский Пустынский Покровский девичий (в народе его называли Аграфенинской пустынью; основан. игумениею Агрипиной) находился в Рязанском уезде, около озера. Куцкого, недалеко от губернского центра. 18.VI 1819 переведен на новое место, на окраину г. Михайлова, так называемою. Черную Гору (в восточной части города; находится в 90 км от Рязани). Кельи настоятельницы и насельниц перевезли и поставили в мае 1820. М. был передан кладбищенский храм Воскресения Христова (1808). Ок. 1820 за ложен каменный двухэтажный храм. В 1830 освящен его нижний этаж - в честь Софии Премудрости Божией с правым приделом св. Иоанна Предтечи (1832) и левым - свт. Николая Чудотворца (1848); в 1836 - верхний этаж - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В1866-79 к храму сделаны пристройки, и в1879 освящен новый придел в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (эта чудотворная икона, пользовавшаяся особым почитанием, помещалась на столбе у Никольского придела, в киоте из красного дерева, под серебряной ризой, украшенной жемчугом). Стенная роспись - живописца П. Шубникова, поновление - его ученика П. В. Могилерова.
Летом 1841 завершено продолжавшееся ок. 20 лет строительство ограды со Святыми воротами, являвшимися нижним этажом колокольни.
В 1919 (в год 100-летия со дня основания) монастырь закрыт, имущество конфисковано, храмы опечатаны. В м. разместился отряд красноармейцев. Впоследствии на его территории расположилась свиноферма. К кон. 50-х гг. все постройки снесли до основания.
В 1998 освящена часовня, построена жителями г. Михайлова. М. восстанавливается. Постр. одноэтажный жилой дом. 10.Х 1999 митрополит Рязанский и Касимовский Симон освятил Покровский деревянный храм. Особо чтимая - икона Божией Матери "Взыскание погибших". Подворье м. - в г. Михайлове (в 4 км от м.) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990) и одноэтажным деревянным жилым домом.


Информационный источник


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263 (Пожертвование на наш Храм)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы © 2007-2014 | Сайт создан CKTO.RU